01.01.2017
Цель:
· Развитие спонтанного самовыражения;
· Гармонизация эмоционального состояния,снятие напряжения;
· Развитие мелкой моторики;
· Развитие навыков эффективного взаимодействия;
· Повышение собственной личностной ценности;
Материал:
листы формата А3, кисти, гуашь, акварель, карандаши, пастель, ножницы, салфетки, магнитная доска, проектор, свеча, коробочки из под киндер-сюрприза с заданиями, музыка для релаксации, презентация к вступительному слову.
Вступительное слово:
Сегодня мы познакомимся с одним из методов арт-терапии, техникой рисуночной мандалы («магический круг»). Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Мандала является отражением Самости. Самость воплощает полноту психической жизни и включает в себя как сознание, так бессознательное. В христианской традиции разновидностью Мандала можно считать изображение нимба, а в языческой – солнца. Изображения мандал можно встретить на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах ритуальных лабиринтов и в архитектурных композициях многих храмов.
Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Особенности ее воздействия как символа на людей.Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и она позволяет развивать саморегуляцию. А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания. Также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации.
Создавая мандала, мы творим наше личное жизненное пространство, то пространство, в котором мы чувствуем себя защищенными.
Разнообразные методы работы с мандалой:
1. Разукрашивании мандалы;
2. Создание мандалы из соли (эта работа требует высокого сосредоточения, тишины, четкости в концентрации и моторной силы движений, особенной регуляции дыхания, что полезно для детей активных, у которых имеются проблемы с саморегуляцией и самоконтролем;
3. Создание мандалы с использованием природного и бросового материала (снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук, гармонизации внутреннего состояния);
4. Упражнение «Куски пирога» (Упражнение предназначено для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста);
5. Создание мандалы с помощью трафаретов;
6. Создание мандалы с помощью мозаики (эта техника рекомендуется для работы с детьми, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, которые предпочитают точность и лаконичность в работе, «экономны» в выражении чувств);
7. Создание мандалы с помощью трафаретов (данная техника подходит для работы с детьми дошкольного возраста, детьми, имеющими особенности психофизического развития, или с детьми и взрослыми, желающими просто развить фантазию и воображение).
Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе.
ПАМЯТКА
участника мастер-класса:
1. Самое главное здесь - получить удовольствие от процесса и не бойся выразить себя!
2. Позволь себе быть свободным!
3. Доброжелательность к себе и другим.
4. Постарайся быть внимательным.
5. Избегай оценок и суждений.
6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
1. Упражнение-приветствие «Радостная встреча»
Цель:создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.
Инструкция:тихо звучит музыка (как фон), все встают в круг.
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
2. Упражнение на разогрев «Лотерея» (игровая терапия)
Цель:развития мышления, моторных навыков, воображения.
Инструкция:Перед участниками появляется волшебный сундучок в нем сюрприз.Каждый участник достаёт сюрприз с запиской (в ней задание). Зачитывается и выполняется задание:
· отгадать загадку;
· рассказать стишок;
· мячом сбить все кегли с большого расстояния;
· изобразить телефон;
· произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»;
3. Изотерапия: рисунок в круге «Волшебная мандала»
Материал: листы формата А3, кисти, гуашь, акварель, карандаши, пастель, ножницы, салфетки, магнитная доска, магнитофон.
Каждому участнику группы дается лист форматом А3 с нарисованным на нем кругом.Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования.
Инструкция:
Рисование мандалы как один из вариантов арт-терапии. Возьмите художественный материал, по собственному желанию, довертесь своему внутреннему голосу и рисуйте те формы и образы, которые просятся к выражению, разрешите им быть, дайте им проявиться, дайте выход вашим внутренним импульсам. Бывает, что поначалу не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент вы минуете кризисную точку, и сам процесс начинает приносить удовольствие – сосредоточьтесь на этом самовыражении. Отставьте свои эстетические и художественные представления в стороне и просто дайте возможность себе выразиться. Посредством мандалы мы проявляем свое текущее внутреннее состояние, стремления и желания. Человек постигает себя через мандалу, осознает и открывает свою глубинную сущность.
Заполнить круг как захочется, если возникнет желание выйти за рамки круга, то это можно сделать.Можно вносить изменения в рисунок. Когда работа будет закончена, необходимо придумать название работы.
Комментарии. Рекомендации.
1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
2. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
3. В процессе работы однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
4. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:
• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
• достаточное время для работы;
• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;
• разнообразие изобразительных материалов;
• использование релаксационной и медитативной музыки;
• хорошее освещение.
4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.
После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать, сжечь)
Вопросы для обсуждения:
Расскажите о своем рисунке?
1. Ты доволен результатом?
3. Что для тебя значат эти цвета?
4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».
5. Что тебе было сложно делать, а что легко?
6. Что ты сейчас чувствуешь?
7. Хотел ли ты что-нибудь изменить?
8. Что вы хотите сделать со своим рисунком?
5.Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»,
Выключается музыка, психолог благодарит за работу.
6. Ритуал прощания «Колодец».
Вся группа встает в плотный круг, лицом в центр, одновременно по команде ведущего все делают вдох и затем продолжительный выдох со звуком «у-у-у…» в центр круга. Упражнение заканчивается с окончанием последнего звука.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017