22.11.2018
Консультации для родителей
«Готов ли ваш ребенок к школе»
Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел, как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в предшкольной группе с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «надо ли отдавать в предшкольную группу, научат ли там моего ребенка». Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Карандаш стал увереннее держать, хорошо считает в пределах 10, песенки и стихи новые выучил, цветы поливает, стал более внимательным. Да разве все перечислишь? Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал самостоятельно, у него появились друзья. Благодатное время для родителей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка. Но вот на горизонте замаячила школа. Конец спокойствию родителей.
«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка, тем более.
В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает вопрос: чему предшкольная группа и они сами, родители, научили ребенка? Сколько сетований на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то, что же будет в школе? И упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет», «опять отвлекаешься». Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Время прихода в школу обрушивает на ребенка и его родителей массу забот. Новые условия существования, в которые попадет первоклассник, требуют от него ответной реакции – новых форм поведения, определенных усилий и умений. От того, насколько малыш психологически будет подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течение адаптационного периода и последующее развитие ребенка. Понятно, что ребенок, который пришел в школу, уже научившись читать, вежливо себя вести и достаточно развитым физически, гораздо легче перенесет нагрузки первых дней учебы. Поэтому важно организовать подготовку и воспитание детей таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период.
Надо найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.
Что значит "быть готовым к школе"? Многие родители считают, что если ребенок умеет читать, считать, писать, значит, он уже готов к школьному обучению. Эти умения, конечно же, необходимы для уверенного и успешного обучения в первом классе. Но представьте ситуацию: ребенок все это умеет делать очень хорошо, но делает без интереса, отказывается выполнять правила и задания учителя, мешает другим ученикам заниматься на уроках. Здесь необходимо вспомнить о мотивации к обучению или о мотивационной готовности ребенка: стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности; умение обобщать и анализировать, сравнивать и классифицировать; достаточная развитость волевых качеств и произвольности внимания; умение регулировать взаимоотношения в коллективе и прогнозировать свою деятельность. Ребенок, который не умеет слушать педагога, родителей и своих сверстников, зарабатывает для себя ярлык «трудного» ученика. Можно научить ребенка правилам и умению им подчиняться, играя с ребенком и его друзьями, показывая своим примером как нужно играть, выигрывать или проигрывать. Всевозможные игры на внимание: «Найдите отличия в рисунках», «Четвертый лишний» и др. полезны для развития произвольности внимания, усидчивости и адекватного поведения. Помните, что легкие задания могут вызвать у ребенка скуку, а очень сложные - подорвать у малыша уверенность в собственных силах. Родители должны создать ребенку оптимальные условия для раскрытия творческих способностей, поддерживать малыша в его начинаниях, но не делать за него то, что он может сделать сам. «Помоги мне сделать это самому» - девиз педагога М.Монтессори. Помогите ребенку проявить свои лучшие качества.
Важно знать, что общая осведомленность ребенка, его любопытство, его постоянные вопросы и наши ответы – способы познания окружающего мира. К сожалению, рано или поздно, но наступает такая пора, когда дети перестают задавать нам вопросы, натыкаясь на наше «потом», «сейчас некогда», «тебе еще рано» и т.д. Но потом ребенок уже не захочет подойти и спросить у взрослого, помня предыдущие отказы в объяснении и всяческие отговорки. Пользуйтесь случаем, что малыш доверяет вам свои тайны и «почемучкает», сохраните это в ваших отношениях. Тогда ребенок увидит в вас заботливого и любящего родителя.
Развитие мелкой моторики руки не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций дошкольника. Развивая руку, мы развиваем мозг ребенка, следовательно, развиваем речь малыша. Не случайно так популярны среди детей различные конструкторы и мозаики. Развить тонкую моторику помогают занятия по штриховке и обводке предметов и узоров, работа по пунктирным линиям, лепка, склеивание бумаги, вязание, рисование.
Известны случаи, когда ребенок, обладающий необходимыми навыками письма, чтения, счета, но с несформированной мотивацией и произвольным вниманием отвлекается на занятиях, часто вызывается отвечать, не давая учителю спросить других учеников, вызывая раздражение учителя. Такой ученик не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К окончанию начальной школы ребенок может стать троечником и попасть в разряд «трудных».
Подготовка к первому классу – процесс длительный, начинать необходимо постепенно, помня о периоде адаптации ребенка к новой для него деятельности.
Памятка родителям дошколят.
Что делать, чтобы ребенок с удовольствием ходил в Школу?
1. Следите за тем, чтобы ваш малыш вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке не способен воспринимать учебный материал.
2. В семейном кругу говорите о Школе в положительном ключе, помните, что, критикуя учителей в присутствии ребенка, вы подрываете авторитет педагогов.
3. Ребенок должен видеть, что вы с интересом относитесь к заданиям, которые он получает, к книгам и тетрадям, которые приносит из Школы.
4. Читайте сами, и пусть малыш видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Последние данные зарубежных психологов говорят о том, что любовь к чтению передается по наследству.
5. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите письма. Если сын или дочь рассказывает о событиях, которые произвели на него сильное впечатление, предложите им записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.
6. Принимайте участие в жизни группы или Школы. Дошколенку будет приятно, если его Школа станет частью вашей жизни.
7. Приучите малыша собирать портфель с вечера, формируя у него ответственность за свои обязанности и прививая ему, таким образом, навыки самостоятельности.
8. Бережно относитесь к призам и подаркам, которыми ребенок награждается в Школе, показывайте их друзьям, ставьте сувениры на видное место.
9. Поддерживайте в ребенке его стремление стать учеником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут ему подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
10. Обсудите с ребенком те правила и нормы поведения, с которыми он встретится в Школе. Поясните их целесообразность и необходимость.
11. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
12. Составьте с малышом распорядок дня. Следите за его выполнением.
13. Не пропускайте трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе овладения навыками. Доводите начатое дело до конца.
14. Поддерживайте малыша в его желании добиться успеха.
15. Если вас что-то беспокоит, не стесняясь, обращайтесь за советом или консультацией к учителям.
16. Учитесь на различных курсах, семинарах, тренингах. Ребенок должен видеть на вашем примере, что это необходимо для успешной жизнедеятельности.
17. С поступлением в Школу, в жизни вашего малыша появляются люди более авторитетные в глазах ребенка, чем вы. Это - учителя. Уважайте мнение ребенка о своих педагогах.
18. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в Школу существенно меняет жизнь ребенка, но у него должно оставаться достаточно времени для игровых занятий и общения с родителями и сверстниками.
19. Очень важно то, что вы говорите. Повторяя: "Ты устал? Не хочешь, не пойдешь. Нравится, не нравится? Будешь себя плохо вести, не пойдешь в школу" вы закрепляете негативное отношение ребенка к школе и позволяете ему управлять вами.